Федорова Татьяна Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федорова Татьяна Олеговна, учитель логопед 

Коррекционно-развивающая  работа по развитию речи в классах « особый ребенок».

Для детей с особенностями в развитии очень важно правильно построить коррекционную работу. На первом месте стоит развитие звукопроизношения, а также развитие мелкой моторики. Логопед проводит коррекционные занятия 2 раза в неделю по 15-20 минут. На каждом занятии отрабатывается дыхание, правильный уклад органов артикуляции при произнесении каждого звука. А также общее развитие речи ( лексика, грамматика, зрительное узнавание букв, словоизменение и словообразование и т.д). Для более эффективной работы необходимо выполнять задания дома, вместе с родителями. 

Рекомендации для родителей по развитию речи

1.      Больше общайтесь  с ребенком.

   После школы расспросите ребенка, что он делал в школе? Какие

   были    уроки? Какой урок  понравилось ему больше всего?

   Если трудно рассказывать попробуйте задавать наводящие вопросы.

2.      Вместе рассматривайте картинки в книгах, просите рассказать, что на ней изображено.

3.      Просите пересказывать прочитанное  (читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонацией выделять разговорную речь).

4.      Учить вместе чистоговорки (они помогают вырабатывать правильное звукопроизношение).

5.      Проговаривать вместе считалки, потешки, загадки (они легко запоминаются и развивают память).

6.      Развивать слух (можно использовать игры: « Найди нужный звук», « Что звучит?» и т.д)

7.      Больше раскрашивать, рисовать, штриховать, лепить, играйте с пуговицами, шнурками и т.д.

   Также очень важна артикуляционная и дыхательная гимнастика. Ежедневное выполнение упражнений способствует развитию подвижности органов артикуляции, правильного дыхания. Это в свою очередь дает ребенку представления о правильном произношении  искаженных звуков.

Примеры артикуляционных упражнений:

  1. Научим язычок слушаться. Пошлепаем непослушный язычок. (Приоткрыть рот, широкий распластанный язык положить на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить «пя, пя, пя» на одном выдохе).
  2. Широкий язык. Посмотри, какой ленивый язычок. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу). Как долго он может так валяться? (Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Губу не подворачивать, не напрягать.

     Удерживать так язычок под счет до 5 -10).

  1. Почистим зубки. Ну-ка, язычок почисти зубки.(Улыбнуться и поводить языком языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх-вниз).
  2. Язычок-силач. Язычок стал сильным. ( Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3-5 раз).

 

     5. « Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка            облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз ( не из стороны в сторону!!), повторить упражнение 5-10 раз.

6. « Гармошка» ( улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу, прикрывать и открывать рот, не опуская язык. Уздечка растягивается, как меха гармошки. Губы держать в положении улыбки). В растянутом положении удерживать уздечку 3-7 секунд. 

Примеры дыхательной гимнастики

  1.  « Сильный ветер» : сделать глубокий вдох и сдуть листик с книжки как можно дальше ( положение языка произвольное, щеки можно надувать).
  2. « Понюхать цветок»

Глубоко вдохнуть и выдохнуть, как бы улавливая аромат цветов на картине.

  1. « Сдуть одуванчик» Глубоко вдохнуть через нос и выдохнуть на одуванчик на картинке. Сжать руку в кулак « это одуванчик». Подуть на кулак, произнося шепотом « Ф» и разжать пальцы ( одуванчик облетел).
  2. « Хорошо пахнет»: на вдохе понюхать яблоко на картине, на выдохе плавно произнести « хорошо», еще раз со словами « очень хорошо» и еще раз с фразой « как хорошо пахнет». Взрослый берет в руки « ветку яблони»( прутик, палочку, карандаш) и предлагает ребенку ее понюхать.
  3. «Ветка яблони»: на вдохе ветка поднимается, ребенок тянется за ней, вставая на цыпочки. Ветка плавно опускается- длительный выдох.
  4. « Фокусник»: Фокусник заставляет ватку летать. А ты сможешь проделать этот фокус? Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так, чтобы боковые края языка были прижаты, а по середине образовался желобок. Язык принимает форму ковшика. На нос положит ватку  и сдуть ее струей воздуха, проходящей посередине языка по желобку.  Если ватка полетит вверх, упражнение выполнено верно.

 Немало важно развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, т. к у детей данной категории она очень слабая.

                                       Массаж кистей и пальцев рук.

1.      Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2.      Растирание ладоней шестигранным карандашом, с постепенным увеличение усилий.

3.      Растирание ладоней движениями вверх-вниз (“потереть ладошки”).

4.      Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев (руки в “Замочке”, пальцы подняты вверх, движение рук вверх-вниз).

5.      Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем почерк кончиками пальцев другой руки.

6.      Разминание ладоней с помощью грецкого ореха, мячика (совершать круговые движения зажатым между ладоней мячиком с постепенным увеличением нажима и темпа).

7.      Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.

У детей данной категории идет нарушения праксиса и гнозиса (узнавание), в том числе звуко –буквенного. Поэтому рекомендуется выполнять эти простые упражнения для достижения лучшего результата в работе логопеда.

Игры с буквами

«Обведи букву».  Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

 «Найди букву». 2 вариант. Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.

 « Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

« Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

« Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый « пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву

« написал» взрослый на его руке.

« Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

« Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. ( Карточка, на которой написана знакомая буква, разрезана на несколько частей).

« Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

« Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги ( сначала по образцу, потом самостоятельно).

« Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую ему букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

« Напиши букву».Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

« Опиши букву» Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены.

« Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, а затем « превратить» ее в другую, графически сходную букву.