Открытый урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Селина Людмила Александровна, учитель начальных классов

 


Тема урока: Таблица умножения числа 2
Цели урока:

Дидактические.

 -  Познакомить детей с таблицей умножения числа 2.
 -  Закрепить знание нумерации в пределах 20.
 -  Повторить геометрические фигуры треугольник и квадрат.
 -  Закрепить компоненты сложения.
 -  Учить работать с наглядным материалом в учебнике и на доске
     (магнитной и классной).
Коррекционные.
 -  Коррекция вычислительных навыков, мыслительных операций,
    памяти, речи, внимания.
 -  Работать над развитием точной математической речи.
 -  Развивать наглядно — образное, абстрактное мышление.
 -  Учить рассуждать при решении задач.
 -  Учить соблюдать графический режим работы в тетради
.
Воспитательные.
 -  Учить детей быть активными на уроке, не бояться допускать
     ошибки, исправлять их.
 -   Воспитывать желание учиться, умение работать в коллективе.
Наглядность к уроку.
1. Магнитная доска.

   -  Почтовые конверты закрыты.
 -  Таблица умножения числа 2 с перепутанными ответами для игры с                   фигурой Незнайки закрыта бумагой.

2. Классная доска.

1) Запись таблицы сложения и умножения на 2 закрыта бумагой
2         2х1=
2+2=
     2х2=
2+2+2=
    2х3=
2+
2+2+2=     2х4=
2+2+2+2+2=
   2х5=

2+2+2+2+2+2=    2х6=
2+2+2+2+2+2+2=   
2х7=
2+2+2+2+2+2+2+2=   
2х8=
2+2+2+2+2+2+2+2+2=    
2х9=
2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=    2х10=

2) Примеры на таблицу умножения числа 2 закрыты бумагой:
2х1=
    
2х2=    2х3=   2х4=   2х5=   2х6=   2х7=    2х8=    2х9=    2х10=
З. Раздаточный материал на партах.
 

   -   Карточки цифр и знаки равенства и неравенства.
   -   Цветные полоски в пластиковом конверте.
   -   Почтовые конверты без марки со стручками.
   -   Классные и индивидуальные счёты.
   -   Учебник по математике для З класса. Автор В. В. Эк.

   -   Шарики из лозы (прутьев ивы) для закрепления таблицы           умножения числа 2.

   -  Отпечатанные таблицы сложения и умножения числа 2 для  домашнего заучивания наизусть (как записаны на доске).

   -  Картонная фигура Незнайки  на столе учителя.

Ход урока

1 .Организационный момент.
Вводное слово учителя. Чтение стихотворения.

«Чтобы стать моряком, чтобы лётчиком стать,
Надо много уметь, надо многое знать.
И при этом, и при этом
 вы заметьте - ка, друзья,
Очень важная наука математика.»

Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать таблицу умножения числа 2.
Чтобы нам было легче работать с числами, мы повторим нумерацию чисел в пределах 20.

2.Устный счёт.
а) Работа с карточками цифр и знаков, которые выложены на партах детей.

Показать любое однозначное, любое двузначное число.
Число, следующее за числом 7, 17.

Число, предшествующее числу 14, 4.
Показать большего соседа числа 13, меньшего соседа числа 19.
Сравнить два числа 15 и 13, поставить знак неравенства.
б)
Работа на счётах.
Отложить число, в котором 1 десяток    б единиц; 2 десятка; 1 десяток   4 единицы; 5 единиц; 1 десяток 8единиц.
Назвать сколько единиц в отложенном числе?
Мы с вами видели числа глазами, работали с числами руками на счётах, а теперь послушайте загадку и назовите число, которое вы услышали в ней. Отгадайте загадку.
в) Учитель читает загадку
:
 «
Дом без окон и дверей,
Как зелёный сундучок.
В нём шесть кругленьких детей,
Называется …….(стручок).»
Дети называют отгадку “стручок” и число б.
Возьмите почтовый конверт, в котором у нас лежат стручки.

Для чего нужен почтовый конверт?                                - Отправить письмо.

Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?      - Марка, адрес, индекс.



Выложите на парте число б из стручков гороха как в индексе на почтовом конверте.
Какое это число чётное или нечётное?
По цепочке назвать чётные числа от 2 до 20 и от 20 до 2.

З. Повторение пройденного материала и подготовка к изучению нового материала.

Работа с раздаточным материалом

Выложить из цветных полосок квадрат. Каждая сторона квадрата две полоски.


 

Какие углы у квадрата?                - У квадрата прямые углы.

Сколько углов у квадрата? -                                               У квадрата 4 угла.

Сколько сторон у квадрата? -                                        У квадрата 4 стороны.

Сосчитать количество полосок в квадрате  сложением.        8 полосок

Назвать компоненты действия сложения.                                                                                     Слагаемые, сумма.

Сколько раз взяли слагаемое 2 в квадрате? -                                                         Слагаемое 2 взяли в квадрате 4 раза.

Как проще сосчитать?             2п. + 2п. + 2п. + 2п. = 8п.  Проще   2п. Х 4 = 8п.

Решение задачи

На почте продаются конверты с маркой и без марки. Они стоят по-разному.  Давайте об этом решим задачу №8 из  учебника на странице 60.
“На почте мама купила 4 конверта. Один конверт стоил 2 рубля. Сколько стоили все конверты?”
На магнитной доске открываем 4 конверта.

Разбор  задачи.
Сколько конвертов купила мама?

Сколько стоил один конверт?

Что спрашивается в задаче?

Как узнать сложением стоимость всех конвертов?

Назовите слагаемое, которое повторяется?

Сколько раз взято слагаемое 2?

Решаем задачу сложением.

Замените  теперь сложение умножением.
Учитель записывает решение и ответ задачи на доске, а дети
в тетрадях.
Задача.
2р.
+ 2р. + 2р. + 2р. = 8р.
2р. х
  4=8р.
Ответ. 8 рублей стоили все конверты.

Как вы думаете,  мама купила конверты с маркой или без марки?    Без марок.
Вывод: сложение можно заменить умножением.


4. Динамическая пауза.

« Две сестрицы, две руки,  левая и правая,
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы, две руки, левая и правая,
 
Воду моря и реки загребают плавая».

5.Новый материал.

Открываем  запись на доске.

Составление таблицы умножения числа 2.
Работа по учебнику стр. 62 -
63.
Сколько шариков на первом рисунке?
                             На первом рисунке 2 шарика.
Сколько раз взято слагаемое 2?
                                                                 Слагаемое 2 взято один раз.
Прочитайте первую строчку в таблице умножения.
                    2 х 1
= 2
Посмотрите на второй рисунок.

Какое слагаемое повторяется?                           Повторяется слагаемое 2.
Сколько одинаковых слагаемых во втором примере ( 2
+ 2 =  )   ?
Во втором примере два одинаковых слагаемых.

Сосчитайте пример, назовите сумму. -                                          Сумма 4.

Как записать этот пример действием умножения?          2 х 2 = 4
Посмотрите на третий рисунок.

Какое слагаемое повторяется?                                          Повторяется слагаемое 2.

Сколько раз повторяется слагаемое 2?                              3 раза.
Сосчитайте пример, назовите сумму (2+2+2= )
                                      Сумма 6.

Как записать этот пример умножением?                           2 х З = б
Посмотрите на четвёртый рисунок.

Сколько раз повторяется слагаемое 2?                            - 4 раза.

Сосчитайте пример, назовите сумму(2+2+2+2=)            Сумма 8.
Как записать этот пример умножением?
                         2 х 4
= 8

 

Работа на классной доске.

 

 



К сумме 8 прибавить 2, получится 10, значит       2 х 5 =10
К сумме 10 прибавить 2, получится 12, значит
    2 х 6 =12
К сумме 12 прибавить 2, получится 14, значит
     2 х 7 =14
К сумме 14 прибавить 2, получится 16, значит
    2 х 8 =16
К сумме 16 прибавить 2, получится 18, значит
     2 х 9  =18
К сумме 18 прибавить 2, получится 20, значит
    2 х10=20.
Учитель
 показывает указкой  на доске нужный пример на сложение, дети находят сумму и делают вывод, правильно называя результат умножения.
После разбора таблицы дается домашнее задание.

 

Домашнее задание

 

Выучить наизусть таблицу умножения числа 2. Записать промежуточные ответы в таблице сложения и суммы. (Выдаются листки для заполнения таблицы умножения числа 2 и заучивания наизусть)

6. Закрепление нового материала.