Просолова Ольга Павловна

 

 

 

 

 

 

 

Просолова Ольга Павловна, учитель начальных классов 

 

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ – НЕ ВСЕГДА АУТСАЙДЕРЫ

Умственная отсталость, или олигофрения, может иметь разную природу. Основные причины две – нарушения в структуре мозга, например, передающиеся по наследству или полученные в результате родовых травм, и так называемая педагогическая запущенность – следствие того, что родители просто не занимаются развитием и обучением ребенка.

У нас традиционно считалось, что дети с проблемным развитием должны учиться по той же программе, что и обычные школьники, только осваивать ее должны медленнее. А европейский способ обучения таких детей совсем другой – их не нужно учить математике, физике и химии, а нужно научить самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Прежде всего, они должны научиться себя обслуживать – культурно есть, так, чтобы это не отпугивало людей, находящихся рядом, аккуратно одеваться, ходить в магазин и покупать себе пищу и необходимые предметы.

Англичане стремятся к тому, чтобы любой умственно отсталый ребенок ходил в обычную школу, находился рядом с нормальными детьми. Почему у них это возможно, а у нас нет? Потому что там, в классе, рядом с таким проблемным ребенком сидит взрослый специалист, работник социальной службы. Учитель объясняет всем, а он поясняет ребенку все, что говорит учитель, повторяет, если нужно, и прочее. А когда ребенок придет домой, там с ним занимаются уже пять таких специалистов – по каждому предмету отдельно. И когда ребенок приходит на следующий день на уроки, он уже может держаться на общем уровне.

Очень часто родители даже не думают водить таких детей в школу – несмотря на то, что для них существуют специальные программы обучения. Возьмем только один аспект. У даунов большой язык – поэтому они с трудом говорят. Что можно реально сделать? Если обучать таких детей сначала говорить, а потом читать, результаты плачевные – говорить они начинают поздно, так что читать могут вообще не научиться. А если мы возьмем методику Глена Домана, по которой обучают читать детей до года, и научим их сначала читать, они развиваются гораздо раньше и лучше. Если петь им песни, если много с ними общаться, работать по специальным программам – результаты весьма впечатляющие. Если у него ручки свободны, если он двигается, если он с трех недель начинает плавать – а дети, как известно, рождаются с плавательным рефлексом – ребенок не спит, он получает больше сигналов, а значит, у него активизируется работа мозга. Интеллект до года напрямую зависит от двигательной активности. Поэтому дети, которые плавают, слушают речь взрослых, музыку, которым делают массаж и т. д., развиваются – и те, у кого нет неврологических нарушений, и те, у кого они есть. Раз мы знаем о невероятной пластичности мозга, мы должны включать все имеющиеся у него резервы. Тогда, мы, по крайней мере, можем обучить человека самого себя обслуживать и работать по специальности, не требующей интеллектуальных усилий