Смирнов Борис Иванович

Смирнов Борис Иванович учитель обществознания 

 

 «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества

и желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

   

Политические процессы, происходившие в нашей стране в 90-е годы, привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «совесть», «достоинство, «патриот» влияет на морально-психологическое состояние общества.  Поэтому забота о духовно-нравственном, гражданском, военно-патриотическом воспитании подростков приобретает сегодня для нас судьбоносное решение.

    Если принять воспитание как целенаправленную систему формирования  ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно,  что главным результатом воспитания будет ЛИЧНОСТЬ, способная строить жизнь, достойную ЧЕЛОВЕКА.    Исходя из этого, сейчас особенно необходимо и важно воспитывать у детей такие качества как любовь к Родине, к ее истории, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека. Патриотическое направление воспитательной работы в настоящее время является приоритетным.     Одним из основных направлений деятельности ГС(к)ОУ №499  является «Патриотическое воспитание молодежи  как фактор формирования и развития личности».

     Система патриотического воспитания ГС(к)ОУ №499  состоит из 5 основных направлений деятельности: Учебная деятельность; воспитательная деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; методическая деятельность; работа с родителями.

     Огромное значение для формирования гражданственности и патриотизма у учащихся имеет изучение истории нашего государства, и особенно ее военных страниц. Ведущая роль в этом отводится учебной деятельности. Через образовательные области «История и обществознание», «История и культура Санкт-Петербурга» учащиеся  получают знания о героическом прошлом нашего народа. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество – за землю отцов, за отчую честь.  Из более чем тысячелетней истории нашего государства семьсот лет Россия провела в войнах и сражениях. Но, что особенно характерно,   большинство этих войн для России носили справедливый освободительный характер. Долгие годы Русь защищалась от набегов кочевников, более двухсот лет боролись против  татаро-монгольского ига, одновременно сдерживая натиск  западных крестоносцев, не позволив им поработить православный русский народ, защищали землю русскую от крымских ханов и польских шляхтичей, от шведов и немцев, от французов и турок. Русское воинство принимало участие почти во всех европейских военных конфликтах, отстаивая интересы нашего государства и независимость братских славянских народов. Две Отечественные войны 1812г. и 1941-1945гг. – яркий пример мужества и героизма русского народа в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

    Изучение героических страниц военной истории России – это ли не благодатный материал для воспитания  патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!

Каждый урок истории России – это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. Именно эти качества я стараюсь прививать своим ученикам на уроках обществознания.

    Большое значение для формирования гражданственности и воспитания патриотических чувств имеют уроки-семинары для старшеклассников, посвященные  таким темам как «Отечественная война 1812 года»,  «Смутное время», «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». На этих уроках учащиеся имеют возможность  наиболее ярко представить картину исторических событий, показать роль личности в истории, героизм русского народа в период наибольшей опасности для нашей Родины.

   В 11 классе уже стал традиционным урок-диспут «Что значит быть патриотом?» в рамках темы по обществознанию «Политическая культура и политическая идеология».

    Уроки в рамках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» позволяют увидеть роль нашего города и наших земляков в историческом развитии государства. Наиболее ярко это всегда проявлялось в периоды военной опасности для нашей страны. Очень показательно в этом  плане участие ленинградцев в защите города в годы Великой Отечественной войны.  Не менее значимы для формирования патриотических чувств и гражданственности у учащихся и уроки литературы. Изучение былин и сказаний в пятом классе позволяет школьникам наиболее ярко прочувствовать атмосферу тех лет, когда богатырская сила  стояла на страже земли Русской. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина,  Л.Н.Толстого, посвященного героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года, позволяет наиболее эмоционально  понять значимость  побед русского народа, увидеть роль отдельного человека в судьбе целой страны,  понять его  переживания и чувства. 

     Эффективность воспитания личности ребенка возрастает, если педагогический процесс строится на основе системного подхода.  Основу школьной воспитательной системы составляют коллективные творческие дела, где каждый класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями всей школы. Так в нашей школе  в 2010 году был проведено коллективное творческое дело «России верные сыны». Учащимся предлагались самые различные задания - конкурс рисунков, сочинений, фотовыставка «Служу Отечеству» и др. Итоги были подведены на общем сборе, где отмечены лучшие работы учащихся.

    На внеклассных занятиях предметов гуманитарного цикла также большое внимание уделяется изучению славных боевых страниц русской доблестной армии и великого русского народа.

  2010 учебный год ознаменован празднованием 66-ой годовщины снятия блокады Ленинграда. В школьной библиотеке   оформлена экспозиция, посвященная этой дате, на классных часах проведены беседы, викторины, посвященные  этому событию.

    Система патриотического воспитания, сложившаяся в школе, охватывает все возрастные группы, используются различные формы и методы работы. На мой взгляд, воспитание патриотизма  и гражданственности на примере военной истории нашей страны наиболее эффективно. Актуальность данной проблемы очевидна, т.к. страна переживает сложный период социальных перемен. Нам, взрослым, важно создать условия, при которых ценности патриотического воспитания станут убеждениями, а эффективность будет определяться готовностью взять на себя ответственность за будущее малой Родины, России.