Емелева Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель географии, Емелева Татьяна Ивановна

Современные образовательные технологии на уроках географии.

Ролевая игра. Методика «Шесть шляп мышления»

Автор данной методики современный ученый, писатель, мыслитель, обладатель почетных степеней в психологии и физиологии, докторской степени в медицине - Эдвард де Боно.

Метод «Шести шляп мышления» используется сейчас по всему миру, в организациях разного рода, от крупнейших компаний до семей и школ.

Он используется потому, что ясен и практичен. Когда обсуждается вопрос, каждый из присутствующих применяет к нему конкретную шляпу, и все думают в одном направлении.

Шесть шляп - шесть разных способов мышления. "Надевание" шляпы фокусирует мышление, "смена" шляпы изменяет его направление.

Данную методику, на мой взгляд, можно использовать при объяснении нового материала, при подведении итога урока, при обсуждении вопросов, которые не имеют однозначный ответ. Мною данная методика использовалась, например, при изучении темы «Этнический состав населения России» (9 класс), «Политическая карта мира» (обсуждался вопрос «Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии») и др.

Тема «Этнический состав населения России» (9 класс)

Подведение итога урока

Только факты


 

 

 


1

 Белая шляпа связана с информацией,  используется для того, чтобы направить  внимание на имеющуюся или недостающую  информацию

 Является ли РФ многонациональной страной.  Обоснуйте свой ответ.

 Назовите причины возникновения  многонациональности в нашем государстве.

Только достоинства


 

 

 


2

 Под желтой шляпой мы пытаемся найти  достоинства и преимущества предложения:

 Что вы видите положительного в  многонациональности нашей страны?

Критика 

 

 

3

 Черная шляпа. Указывает на риск и говорит,  почему что-то может не получиться. Без  черной шляпы мы постоянно попадали бы в  беду

 Какие проблемы приходится решать в  многонациональной стране?

Творческая энергия


 

 

 


4

 Под зеленой шляпой мы вносим предложения и о  бсуждаем новые идеи и альтернативы.

 

 Как следует решать межнациональные  проблемы?

Чувства и эмоции 

 

 

 

5

 Когда используется красная шляпа, у вас  появляется возможность описать свои чувства и  интуицию без каких бы то ни было  объяснений.

 Выразите свои чувства, без каких бы то ни  было объяснений.

Рефлексия


 

 

 

 


 Синюю шляпу можно использовать, чтобы  упорядочить последовательность применяемых  шляп и просуммировать достигнутое.

 Шляпа ведущего (учителя)

Желательно чтобы каждая группа попыталась использовать все шесть шляп!

Методы и технологии, используемые учителем для развития познавательных интересов на уроках географии у учащихся специальной  (коррекционной) школы VIII вида

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся в настоящее время актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников.

Проведённые эксперименты, опыт работы с учащимися этих учреждений привели к выводу о необходимости внедрения и широкого применения элементов программированного обучения на уроках географии.

Использование элементов программирования помогает учителю обеспечить на уроках географии активную самостоятельную деятельность учеников, следить  за усвоением знаний, своевременно оказывать помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в развитии, позволяет также экономить время урока, за несколько минут выявить подготовку всего класса по изученной теме, разделу. При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности обучения.

Наиболее эффективными для проверки знаний учащихся является использование:

перфокарт;

буквенных и цифровых заданий;

сигнальных кругов;

перфоконвертов.

Использование перфокарты позволяет сократить время на поверку и выявить знания учащихся.

При работе с перфоконвертом развивается письменная речь, вырабатываются навыки самоконтроля.

Сигнальный круг целесообразно использовать на этапе первичного закрепления знаний.

При подготовке к уроку с использованием метода программированного обучения и контроля учитель должен проделать значительную подготовительную работу, в которой предусматривается дифференциация учащихся по уровню развития мыслительной деятельности, работоспособности. С этой целью задания помечены цифрами:

1 – для сильных учащихся;

2 – для средних учащихся;

3 – для слабых учащихся.