Как подготовить ребенка к школе?
Как подготовить ребенка к школе?
Чем ближе начало нового учебного года, тем больше забот появляется у родителей. Во что одеть чадо, какие учебники купить, сколько денег отложить на нужды школы....
В этой суматохе многие мамы и папы совсем забывают о том, что, кроме экипировки, ребенку требуется еще и повышенное внимание, особенно если он идет в школу впервые.
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;
– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);
– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку. Психологическая подготовка ребенка.
Наряду с интеллектуальной подготовкой необходима психологическая подготовка ребенка к школе. А что это такое?
Психологическая подготовка ребенка к школе состоит из трех составляющих:
1.Интеллектуальная готовность, которая включает в себя не только умение считать и писать, но и уровень зрелости познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения, на которых основано обучение.
2.Личностная готовность. Она подразумевает учебную мотивацию, а также умение управлять своим поведением и познавательными процессами. Большинство детей хотят идти в школу (За исключением ребят, которые знакомы с негативным опытом старших братьев или сестер, или тех, кого родители пугали школой). А вот почему они хотят идти в школу - объяснить не могут. Многие, например, говорят, что там спать не надо или что в школе на завтрак вкусненькое дают. Хотя есть и дети, которые объясняют это желанием учиться.
3.Социальная составляющая. Это умение ребенка общаться, вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. Это понимание роли ученика и учителя. Если воспитателя ребенок воспринимал личностно – «добрый» или «сердитый», то учитель для него уже человек, который оценивает. Учитель может любить ребенка, но оценить обязан объективно.
Все эти три вида готовности к школе должны присутствовать, иначе у ребенка могут возникнуть сложности в адаптации. Бывает, что умные дети становятся неуспешными в школе, так как у них отсутствовали личностная и социальная составляющие.
Как психологически готовить ребенка к школе?
Родители должны настраивать своего ребенка на позитив. Рассказывать, что в школе интересно, что там многому можно научиться, найти новых друзей. Что там будут различные секции и кружки, разные интересные дела. Надо пояснить ребенку, что в школе будут и трудности, но все они разрешимы, а родители и учителя помогут их преодолеть. Можно поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Школа». При этом вы можете не только проиграть с ребенком различные ситуации, но и проверить, готов ли он к школе. Считается, что готовые к школьному обучению дети выбирают роли учеников. Им нравится писать «на доске», читать, решать задачи. А менее готовые выбирают роль учителя, они больше концентрируются на моментах прихода-ухода из школы, приветствия педагога. Чтобы как-то сгладить попадание ребенка в незнакомую обстановку, можно прийти с ним в школу летом, походить по коридорам, посидеть за партой, показать туалет. К слову, для многих детей туалет – настоящая проблема. Они не привыкли делать это публично, а в школьных заведениях кабинок нет. Мальчики зачастую боятся старших ребят. Иногда сложности бывают совсем неожиданные. Однажды к нам на прием пришли папа с мальчиком-первоклассником. Ребенок начал заикаться после того, как на перемене на него накричал учитель старших классов. Не всегда бывают вежливы с детьми уборщицы, охранники, буфетчицы, гардеробщицы. Нужно психологически готовить ребенка и к попаданию в такие сложные социальные ситуации, объяснять, как вести себя. И при их возникновении обращаться к учителю или психологу.
Чтобы научить ребенка пользоваться своими способностями и сосредотачиваться, родителям необходимо соблюдать несложные правила:
· - вы должны знать все домашние задания, чтобы следить за их исполнением;
· - составьте распорядок дня, оставляя на некоторые дела больше времени;
· - проявляйте находчивость: даже обычные домашние дела могут превратиться в творчество;
· - постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается;
· - введите поощрительную систему в виде новой книжки, похода в кино или театр;
· - позаботьтесь об интерьере комнаты, в которой находится ребенок: вокруг письменного стола не должно быть отвлекающих предметов;
· - поговорите с учителем. Пусть он попробует оценивать вашего ребенка не только с точки зрения успеваемости.
Каникулы здоровья Как можно сделать лето полезным и интересным для детейПервое, что могут и должны сделать родители летом, – постараться укрепить здоровье ребенка. Ведь от того, как ребенок отдохнет, наберется сил в каникулы, во многом зависит его работоспособность и успешность в учебе. Советы тут традиционные, но подчас в суете мы забываем о самом простом.
1. Организуйте летоЧтобы ребенок не скучал на каникулах, сядьте вместе с ним и составьте план на все лето: две недели проведешь в городском лагере при школе, еще на три поедешь в гости к бабушке, потом вместе с папой поедешь на море, а с мамой месяц поживешь на даче и т.п. Не суть важно, какие именно пункты плана будут включены в него, важно, чтобы каникулы были любым образом организованы. Многие семьи составляют такие планы совместно с семьями друзей: три недели ваше чадо поживет с нашим у нас на даче, потом обменяемся или в июле поедем вместе по Золотому кольцу, а в августе идем в недельный поход и т.п. Тогда дети готовятся к предстоящим событиям, осваивают туристическое снаряжение или учатся фотографировать и т.п. И все при деле.
2. Компьютер и телевизорКонечно, здорово, если у вас есть возможность поехать с ребенком в дом отдыха или санаторий, отправить его в загородный лагерь. Но если все же часть лета ему придется провести дома, обсудите с ним, чем он будет занят, как лучше распланировать время. Надо постараться всеми силами отвлечь его от сидения перед телевизором или компьютером. Пусть занимается спортом, играет в подвижные игры на воздухе, осваивает гитару, собирает модельки — да мало ли увлекательных вещей можно придумать.
Помните, что наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, — всякие «стрелялки», «бродилки», «догонялки». Если днем он сидит дома, старайтесь вечером и в выходные дни вместе как можно больше времени проводить на улице — играйте в футбол, катайтесь на велосипеде, роликах, ходите купаться. Летние вечера длинные, и бог с ним, с домашним хозяйством, — здоровье детей дороже.
3. Лето без опасностиВ каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребенка, особенно если он на какое-то время остается без присмотра взрослых. Помните, что в каникулы значительно увеличивается риск не только уличного, но и бытового травматизма.
Если ребенок самостоятельно отправляется в музей, компьютерный клуб или просто к бабушке, обсудите вместе с ним, каким транспортом лучше и безопасней добраться до места. Рассчитайте время, убедитесь, что он благополучно доехал.
Проверьте детское спортивное снаряжение: самокат, велосипед, роликовые коньки, бадминтон — все должно быть исправно. Убедитесь, что все в порядке и с экипировкой для этих занятий — она должна быть удобной и безопасной.
4. Режим дняСамый острый вопрос каникул — режим дня. Раннее вставание, конечно, надоедает за учебный год, и летом многие дети спят чуть ли не до обеда и слишком поздно ложатся. А это не самые здоровые привычки. Старайтесь все же сохранять более или менее привычным режим, постоянным и время, когда ребенок завтракает, обедает и ужинает — иначе будет очень трудно возвращаться к порядку в сентябре. Это, конечно, не означает, что недопустимы какие-то отклонения от режима, но они должны быть разумными.
— Наши исследования показывают, что большинство детей в течение учебного года недосыпает, — говорит доктор медицинских наук Марина Степанова. — В результате развиваются неврозы, нарастает утомление. Поэтому в каникулы эта важная для растущего организма биологическая потребность должна удовлетворяться полностью: младшие школьники должны спать не менее 10 часов, дети среднего и старшего возраста — не менее 9.
6. Питание ребенкаЛетом родители часто упускают контроль за питанием ребенка. И деньги на развлечения те часто тратят либо на чипсы, мороженое и газировку, либо на поход в заведения фаст-фуда. Желудкам детей это пользы не принесет. Им куда нужнее молочные, овощные, фруктовые блюда, полноценные завтраки и обеды. Попробуйте увлечь ребенка совместными кулинарными фантазиями: поручайте ему приготовить вкусный салат или десерт, привлекайте к выпечке пирога или получению свежевыжатого сока. А попутно можно и рассказывать о правилах здорового питания.
А если есть возможность провести лето на даче, предложите сыну или дочке засадить «собственную» грядку овощей или ягод, расскажите, какие блюда можно из них приготовить. Хорошо известно, как дети любят учить взрослых. Если вам удастся заинтересовать их темой здорового питания, потом сами будете выслушивать лекции о пользе или вреде тех или иных блюд.
7. К докторуНачало школьной жизни довольно часто вызывает обострения у ребенка хронических заболеваний. Если у вашего сына или дочки е