Тушева Елена Анатольевна
Тушева Елена Анатольевна, воспитатель ГПД класса Особый ребенок
Формирование навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие произвольного внимания, медленное переключение с одного действия на другое. У них бедный активный словарный запас, ограниченное понимание обращенной речи, не сформирован интерес к окружающему, плохо развита предметная деятельность, нет потребности в общении.
Главной целью своей работы я считаю последовательное,
целенаправленное использование игровых приемов и упражнений при формировании навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Работа в этом направлении ведется учителем на уроках по «Окружающему миру», СБО, «Организм и гигиена человека» и мной в повседневных режимных моментах и индивидуальных занятиях. Участие детей во всех процессах сопровождается положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию навыков самообслуживания.
Поскольку у детей преобладает наглядно-образное мышление, то запоминанию детьми последовательных действий способствует использование картинок-алгоритмов, на которых изображены цепочки действий при приеме пищи, одевании, раздевании, умывании. Каждой карточке соответствует словесное определение.
Каждый раз, когда возникает необходимость выполнения данного действия, я показываю карточки, проговариваю действие, заставляю детей повторить их, и только потом они приступают к выполнению этого действия. Это позволяет сформировать последовательность действий. Например:
обучение детей умению мыть руки я сопровождаю следующей инструкцией:
- закатайте рукава;
- включите воду;
- намочите руки под струей воды;
- возьмите мыло;
- намыльте мылом обе руки - потрите мыло между ладонями;
- круговыми движениями разотрите мыло по тыльной стороне рук;
- смойте пену под струей воды;
- вытрите руки полотенцем.
Как правило, следствием нарушения умственного развития является плохое развитие общей и мелкой моторики. Это негативно сказывается на формировании звеньев в цепочке действий. Для каждого навыка я подобрала упражнения для развития определенного вида моторики. Например: для обучения умению мыть руки, ребенку необходимо научиться:
- развивать соотносящие действия;
- согласовывать работу обеих рук;
- действовать целенаправленно;
- захватывать предметы всеми пальцами, вычленяя большой;
- выполнять сгибательные и разгибательные движения рук.
Для этого я предлагаю делать следующие упражнения: «Переливание воды из одного кувшина в другой», «Плыви, рыбка», «Поймай мыло», «Мыльные перчатки».
Закрепление навыка проводится в игре. За время работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью я убедилась, что в игре с куклой дети легче и быстрее усваивают навыки самообслуживания. Для эмоциональной окраски игры я использую потешки и песенки. Например: такие игры, как «Девочка чумазая», «Водичка, водичка, умой Тане личико!», «Купание кукол», закрепляют и совершенствуют навыки умывания, учат детей заботливому отношению к младшим (куклам).
Нужно помнить, что скорость формирования навыка зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому к каждому ребенку я нахожу индивидуальный подход в соответствии с его интеллектуальными и физическими особенностями. Мною были созданы наглядные пособия, разработанные с учетом возможностей детей класса.
Целенаправленная работа с умственно отсталыми детьми на занятиях и в процессе режимных моментов выявляет положительные сдвиги как в мотивационной сфере по отношению к навыкам самообслуживания, так и в практических действиях детей. Кроме того, в процессе формирования навыков самообслуживания у детей появляется такое важное личностное качество, как самостоятельность.
Следует отметить, что одного учебного года недостаточно для формирования всех необходимых навыков самообслуживания. Требуется дальнейшая целенаправленная работа по закреплению и совершенствованию культурно- гигиенических навыков.