Цирдава Анна Владимировна
Цирдава Анна Владимировна, учитель и логопед вспомогательной школы, учитель естествознания и математики.
Валеологическое воспитание на уроках естествознания в специальной (коррекционной) образовательной школе (8 вида)
В специальной (коррекционной) образовательной школе №499 (8 вида) элементы валеологического образования входят в курс естествознания: отдельными валеологическими уроками и элементами валеологического сопровождения.
Курс «Естествознание» как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» - 6 класс, «Растения, грибы, бактерии.» - 7 класс, «Животные» -8 класс, «Человек» - 9класс.
На уроках естествознания в 6 классе учащиеся получают новые знания о природе и охране здоровья человека. - Питьевая вода. Санитарные требования питьевой воды, охрана здоровья. Распространение заразных болезней через питьевую воду. Характеристики воды из разных водоёмов. Способы очистки и обезвреживания питьевой воды.
- Составные части воздуха, их значение для жизни организма, здоровья.
- Влияние почвы на здоровье и развитие эпидемии.
7 класс. - Значение растений и их охрана. – Лекарственные растения. – Бактерии в природе и жизни человека.- Биологические особенности растений/ их значение в жизни и здоровье человека.
8 класс. - В разделе «Животные» особое внимание уделяется изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, и его здоровье. Учащиеся проводит валеологический анализ санитарно – гигиенических требований.
9 класс. – Значение знаний о сохранении и укреплении здоровья.- Влияние санитарных мероприятий на продолжительность жизни.- Правила тренировки сердца.- Первая помощь при кровотечениях. – Болезни органов дыхания и их предупреждения.- Гигиена питания.- Заболевания пищеварительной системы и их профилактика.- Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.- Кожные заболевания и их профилактика.- Санитарно – гигиенические правила.- Оказание доврачебной помощи.
Педагогические технологии формирования элементарных представлений о здоровом образе жизни у учащихся с проблемами в развитии.
На уроках учащиеся детально рассматривают основные проблемы формирования здоровья:
1) Физические компоненты, т. е. нормальную работу всех органов и систем организма;
2) Психические компоненты, т. е. уверенность в себе;
3) Нравственные компоненты, т. е. стремление и умение управлять собственным здоровьем строить своё поведение без ущерба благополучия других людей.
Нравственное и эстетическое воспитание осуществляется через восприятие и понимание здорового образа жизни, его анализ и оценку.
Обучение проходит по определённой схеме:
1)Учащиеся определяют анатомическое устройство системы или органа нашего организма.
2)Рассматривают функциональное значение системы.
3)Выявляют слабые звенья системы, проводят валеологический анализ нарушений в деятельности организма и причин.
4)Проводят валеологический самоанализ, т. е. оценивают отдельные особенности своего здоровья, отмечают, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, как можно управлять своим здоровьем.
5)Учащиеся составляют индивидуальные программы с модульным сопровождением по предупреждению заболеваний.
- Чтобы сохранить здоровье мне надо…
- Я хочу внести необходимые изменения в свой образ жизни…
- Лучшим средством от простуды я считаю…